Японский
сад стал излюбленным стилем малого сада. Это не случайно: японский сад
невелик по площади, но его образ не исчерпывается театрализованным
миниатюрным садиком с фонариками, мостиками и зонтиками. Каждая деталь
сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны
лишь для этой страны. В Европе и тем более в средней полосе России
нельзя использовать бананы, пальмы и орхидеи, растущие в Токио, но
вполне можно заимствовать некоторые приемы оформления, например,
мощение дорожек в виде имитации волн на песчаном или гравийном покрытии
или символических каменных композиций. Основной принцип японского сада
- ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке
сравнительно ограниченными средствами. Изображение природы в
уменьшенном виде, стремление создать впечатление пространственной
глубины ведет к изменению пропорций естественного масштаба, к
применению карликовых деревьев и скал, т. е. к некоторой условности и
романтизму.
Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы, но
образы этой природы, видоизмененные автором, положены в основу картины
сада. Некоторые сады подобны иероглифам, и нужно уметь их читать.
Направление и изгиб искусственно выращенной ветки дерева, величина,
форма и положение камня, материал покрытий - все это в условной форме
рассказывает о замысле автора.
Японский сад создает пространственное решение, наиболее близкое к
современному понятию малого сада как части жилого дома. Даже его
размеры, близкие к площади жилой комнаты, производят впечатление
интерьера. Японский сад при доме устраивается не для прогулки, а только
для пассивного созерцания с определенной точки, обычно из окна или
веранды дома. В связи с этим он должен рассматриваться как живописная
картина в отличие от других садов, где весь ландшафт сада раскрывается
постепенно, по мере движения по саду.
Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев, где
зонтичная сосна - одна из ведущих пород. Виртуозное использование
камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное
разнообразие. Порой несколько камней и горсть песка или покрытый мхом
камень с далеких гор, или осколок скалы с морского берега символизируют
величие природы. Вода вводится в сад в виде озера, пруда, ручья или
водопада, обогащая его композицию. Но японский сад может существовать и
без воды.
В теории японского садового искусства существуют разные по сложности
композиции. Наиболее простая - стиль Син, более сложная - стиль Со и
наиболее сложная - стиль Дзио. Эти композиции рассматриваются в
решениях двух типов садов - плоского и холмистого.
Плоский сад может создаваться из одного песка или гравия, мха и
нескольких камней. Так, в саду Рёандзи, на фоне обработанного граблями
гравия, изображающего море, расположена свободная композиция из
пятнадцати камней и мха.
Холмистый сад может решаться без применения живого материала. Утесы,
холмы, горы ближнего, среднего и дальнего плана, камни, изображающие
морской берег, галька и песок как символ реки могут создать сложные
пейзажи, где направление течения воды и акцентирование деталей (обычно
в одну сторону - слева направо) придают композиции определенный смысл.
Сочетание разнообразных камней создает определенное эмоциональное
восприятие. Вертикально стоящий камень обозначает крутые горы, булыжник
- мягкие склоны, речная галька изображает реку, морская галька - море.
Очень часто форме водоема тоже придается определенный символический
смысл.
В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском
стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.
Японский садик на своем участке можно либо воплотить полностью, либо
посвятить его оформлению небольшой фрагмент общей территории.
Попробуйте выделить небольшое пространство, огородите его в "комнату" и
устраивайтесь "по-японски". В японском стиле можно выполнить внутренний
дворик, но тогда и детали украшения дома обязаны поддержать общее
настроение. Облик внутреннего дворика определяют зеленые тона листвы
кустарников и серый цвет натуральных камней.
Место для уединенного отдыха отделено от суетного внешнего мира высоким
забором. Доминирующий элемент - вечнозеленое дерево. Гравийная дорожка
приведет к простой каменной скамье, возле которой растет низкий
декоративный кустарник.
Уголок для чайной церемонии необходим тем, кто предпочитает пить чай
по-японски. Устройство такого уголка не отнимет много времени и не
потребует от вас специальных навыков в садоводстве. Главное - соблюдать
меру. На деревянном помосте постелите соломенный мат, уголок отделите
от основной территории бамбуковым забором, по которому пустите виться
красиво - цветущую жимолость. На противоположной стороне уголка
устройте бассейн, и близ него посадите невысокий декоративный кустарник
- айву японскую. Вместо традиционных газонных трав советуем
использовать почвопокровные растения.
Японский сад украшается антикварными предметами, каменными фонарями и
вазами. Наиболее важные аксессуары стиля: бамбуковые ограждения
(циновки и заборы), прохладные водоемы с переходом в виде отдельных
камней или мостиков. Цветы в виде пятен-всплесков глубоких
переливающихся тонов используются лишь изредка, когда они необходимы.
Среди цветочных "японских" растений в России акклиматизировались хоста
и астильба, но излюбленная японцами хризантема растет у нас плохо -
можно заменить ее хризантемой корейской. Контейнеры и емкости для
растений выполняются из керамики и других естественных материалов
светлых тонов либо в виде деревянных плошек с рельефным рисунком. Могут
использоваться такие детали, как занавески с узелками, мох под соснами
- "деревьями долголетия", группы камней и каменные светильники.
В Японии каменный фонарик - неотъемлемый элемент каждого сада. Их
ставят в определенных композиционных точках в комбинации с камнями,
кустарниками, деревьями и прудами: у подножия горы, на острове, на
берегу озера, около входа, у колодца и т. д. Фонарики освещают сад и
служат архитектурным элементом, приятно контрастирующим с естественной
природой. Они должны быть соразмерны с пространством, в которое
вписываются. Японские светильники бывают нескольких видов -
приземистые, с широкой крышкой, в форме домика для любования покровом
снега (юкими-гата), нарядные фонари на подставке (тачи-гата) и потайные
фонарики (икекоми-гата). Различают два типа фонарей: на подставках и на
ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из следующих элементов:
основания, пьедестала, держателя для светильника и навершия. Фонари, у
которых отсутствует основание, верхушка и пьедестал, располагают прямо
на земле.
Место установки фонаря выбирают на берегу водоема. Камни береговой
линии контрастируют с вертикалью, а высокий кустарник на
противоположном берегу уравновешивает ограниченное пространство малого
сада. Фонарь-светильник располагают у мостика перед чайным домиком.
Такие фонари компонуются с вертикальными камнями на открытом
пространстве, огражденном архитектурными объектами и высокой зеленью.
Резервуар с водой для омовения (цукубаи), а также маленькие пагоды и
резные каменные ступени придадут саду "японский" колорит. Азалия
(рододендрон) и декоративная вишня (сакура) создадут иллюзию настоящего
сада Страны восходящего солнца.
2010 © Vodopadik.ucoz.ua При републикации материалов активная ссылка на www.vodopadik.ucoz.ua обязательна
|